Построен для железной дороги от Петербурга до Петергофа. Первоначальное название — Петергофский. Здание вокзала построено в 1855—57 (архитектор А. И. Кракау). По бокам здания двухэтажные флигели, левый предназначался для императорской семьи. Перроны имеют стеклянное перекрытие, в витраже фасада установлены действующие поныне часы «Павел Буре». Движение поездов с вокзала открыто 21 июля 1857, в 1872 железная дорога соединила Петербург с Ревелем (ныне Таллин).
Витебский вокзал (первоначальное название — Царскосельский, затем — Детскосельский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Витебский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из четырёх вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования. Адрес вокзала: Загородный проспект, 52. До революции — Царскосельский вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Современное здание вокзала построено в 1904 в стиле «модерн» (архитекторы С. А. Бржозовский, С. И. Минаш). Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, перроны находятся на уровне второго этажа, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор — инженер В. С. Герсон). Один из залов украшен картинами, посвящёнными истории Царскосельской железной дороги.
Ладожский вокзал — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Ладожский (Дача Долгорукова), самый современный из шести действующих вокзалов Санкт-Петербурга и единственный вокзал города со сквозным движением поездов. Расположен по адресу: Заневский проспект, 73.
Вокзальный комплекс состоит из вокзала пригородных поездов и вокзала поездов дальнего следования. Вокзал пригородных поездов расположен на подземном (нижнем) ярусе, вокзал поездов дальнего следования — в конкорсе над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус. Основное пространство верхнего яруса на Ладожском вокзале — Световой зал — именно там расположены все необходимые для удобства пассажира службы, начиная от предварительных касс и заканчивая дежурным по вокзалу. Комплекс соединен с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская».
Московский вокзал (с 1851 до 1924 — Николаевский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Главный, один из шести вокзалов Санкт-Петербурга (пл. Восстания, 2).
Здание возведено в 1851 по проекту архитектора К. А. Тона, является «близнецом» построенного им же Николаевского вокзала в Москве (ныне — Ленинградский вокзал). В 1950—1952 и 1967 по проекту архитектора В. И. Кузнецова помещения вокзала перестроены, фасад сохранён.
С Московского вокзала поезда отправляются в южном, восточном и частично западном направлениях. В помещение Московского вокзала выходит один из наземных вестибюлей станции метро «Площадь Восстания», а также есть выход со станции «Маяковская».
Здание вокзала круглое в плане, расположено по длине вдоль всей Площади Восстания. По периметру фасада тянется невысокая колоннада, имеющая несколько входов в здание вокзала, в середине здания сверху имеется башня с установленными на ней часами и флагом. Со стороны Лиговского проспекта в здание вокзала встроен вестибюль станции метро «Площадь Восстания».
Финляндский вокзал — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу: площадь Ленина, 5.
Первое здание вокзала возведено в 1870 (архитектор Пётр Купинский) для железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога была проложена в 1862—1870 до станции Рихимяки, которая находилась на построенной в 1858—1862 годах первой в Финляндии железной дороги между городом Хяменлинна и портом Гельсингфорс (Хельсинки).
На Финляндский вокзал 3 (16 апреля) 1917 приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 был установлен памятник. Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: 7 февраля 1943 сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием.
Станция метро была открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена, новый вокзал достраивался ещё год и был открыт 4 июня 1960.
В начале XXI века схема прохода по вокзалу пассажиров была изменена. В местах входа-выхода пассажиров были поставлены турникеты и выход на ул. Боткинская был закрыт.
Вокзал сейчас
Кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой — одной из первых в городе конструкций такого типа. На перроне Финляндского вокзала в стеклянном павильоне установлен паровоз № 293, доставивший Ленина в Россию в октябре 1917 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу). Рядом находится первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных в 1973 вдоль железнодорожной ветки легендарной «Дороги жизни», которая здесь начиналась.
С Финляндского вокзала поезда (почти все - пригородные) отправляются в северном и северо-восточном направлениях. В левом крыле вокзала — наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина».
Вокзал относится к Октябрьской железной дороге